Подпись: Подпись: Подпись: ОТЧИЙ ДОМ

 

Другой важнейшей задачей помимо боёв с Комиссией Особоуполномоченного была необходимость закрепить за спасёнными вещами статус музейных. Обеспечить сохранность, внести сведения о них в научную инвентарную книгу, этот основной документ любого музея.

Пять томов этой книги исписаны рукой Иванова. Он часто работал и дома, по ночам. А сведения о лучших изделиях, которые не удалось отстоять, записывал особо. Вскоре появился его труд под названием «Погибшие вещи – спасённые имена».

 

Но главная его забота как директора была в том, что музей девять лет не мог по загруженности залов полноценно работать. Да ещё при новой власти всё громче звучали мнения: «Сохранение музея, прославляющего самодержавный быт, будет выглядеть политически бестактным». Высказывалась необходимость вообще закрыть его.

 

Иванов искал, что можно противопоставить. И нашёл путь в русле самой идеологии тех времён. Он предложил изменить его ориентацию на музей высших достижений декоративно-прикладного искусства. Коллекции распределить по производственному принципу, по техникам. Из его записки в Наркомпрос: «Нельзя представить себе лучшего памятника мастерам, как музей на том месте и в том учреждении, где они трудились».

Да, пришлось тушевать знания об исторической значимости вещей, их владельцах. Убрать портреты царей, часть экспонатов. Но музей получил право существовать в новых условиях. Обрел вторую жизнь.

 

И были, наконец, освобождены залы. Новые поступления умножили коллекции в полтора раза. Для них добились расширения площади на целых два этажа за счёт присоединения бывших апартаментов Их Высочеств.

За эти залы развернулась долгая тяжба. Деятели Наркомпроса вообще были против размещения в Кремле правительства. Ещё в семнадцатом году разработали проект создания здесь музея нового типа – города-музея. Но не одолели.

Дворцовые помещения заняли семьи «ответработников». Иванов по этому поводу записал: «Под ценнейшими гобеленами ставили самовары, на аугсбургских столах сушили пеленки».

Жильцов удалось потеснить. Но подхалимы при крупных чинах решили вселить в апартаменты Сталина. Иванов обратился в Наркомпрос. Оттуда пошли письма Ленину.

 

Из письма Луначарского: «Дорогой Владимир Ильич. Пишу вам по просьбе Наталии Ивановны Троцкой о следующем маленьком обстоятельстве. Я совершенно согласен, что товарищу Сталину нужно во что бы то ни стало найти квартиру. Но, идя по линии наименьшего сопротивления, под квартиру Сталина хотят отдать так называемые апартаменты. Они страшно неудобны: это анфилада парадных комнат, неприспособленных для жития порядочного человека, а только для членов царской фамилии. Вы поддерживаете идею превращения всего Кремля в музей, а начинаете с того, что часть музея отдаёте под частную квартиру. Крепко жму вашу руку».

 

Троцкая - Ленину: «Дорогой Владимир Ильич, я не гневаюсь, а вы проявляете, простите меня, ничем не оправданную мягкость. Конечно, товарищу Сталину надо предоставить спокойную квартиру. Но товарищ Сталин живой человек, не музейная редкость. Надо положить конец нападениям на музейное помещение, которое вы сами своим декретом утвердили как неприкосновенное – и тогда найдутся квартиры».

 

Ответная резолюция Ленина: «Вернуть. Товарищ Беленький! Для меня это новость».

 

И началась работа. Запущенность была великая. Несколько лет помещения не отапливали. Особенно пострадали ткани. Всё надо было просушить, очистить от моли.

Попутно скребли и красили стены. Надрываясь, передвигали шкафы. Продумывали освещение. Собирали коллекции, размещали выразительней. Зимой - при морозе в минус пять градусов. Без электричества. С коллективом в несколько человек, состоящим из молоденьких женщин и пожилых мужчин.

 

Из отчёта Иванова за двадцать третий год::«При самых невозможных, неописуемых и неслыханных испытаниях, когда драгоценности охранялись людьми, которым нечего было есть и нечем было накормить семью, когда целыми месяцами задерживалось жалованье, а размер его представлял собою издевательство над здравым смыслом, когда отощавшие люди охраняли горы бриллиантов, в лохмотьях и с торчащими из обуви пальцами, спеша по утрам до службы с рассвета заняться ломкой кирпича или тасканием тяжестей, чтобы как-нибудь только пропитаться… С большим напряжением выйдя из крайне тяжёлого и опасного положения, Оружейная Палата должна оправдать высказанные светилами учёной Европы восторженные о ней отзывы, как об одном из первых музеев мира».

Именно с той поры музей начал принимать свои сегодняшние очертания.

 

И тогда же Иванов наладил другую, невидимую для посетителей сторону жизни: научную, исследовательскую. Был учреждён Учёный Совет как высший орган и уже официальный, с оформленными полномочиями, пост директора.

И тут же вслед за этим – огромная удача. После долгой борьбы возвращены из Гохрана тысячи церковных предметов. В том числе – из разворованной Соловецкой ризницы: крест Иоанна Грозного, потир митрополита Филиппа, вклады Годуновых, множество изделий кремлевских мастерских. Получал их член Ученого Совета Палаты Померанцев.

 

Эта борьба за ризницу начиналась в девятнадцатом году, когда её разграбила губернская ЧК по приказу своего начальника. Многие из тех людей тогда озолотились.

Огромная заслуга в возвращении тех ценностей принадлежит искусствоведу Померанцеву, реставратору Барановскому, художнику Мошкову. Через этих людей Главмузей постоянно следил за судьбой сокровищ. Позже в борьбу включился Ученый Совет Оружейной Палаты. А Дмитрий Дмитриевич лично продолжал и после разыскивать вещи на прилавках антикварных магазинов, в Металлофонде и даже в плавильных цехах. Так он в последний момент нашёл и спас от переплавки долго и тщетно разыскиваемые палаш князя Михаила Скопина-Шуйского и саблю князя Пожарского, вклады той ризницы. Сегодня эти героические реликвии хранятся в Государственном Историческом музее.

В итоге, соловецкая коллекция положила основание Церковному отделу музея. А главному герою этой победы Померанцеву позже припомнят его подвиг – осудят с формулировкой «за воспрепятствование уничтожению никому не нужных памятников с целью воспитания молодежи в националистическом духе».

Но уже никакие беды не уничтожат их дела.

 

А беды идут немалые. К двадцать пятому году власть взял в свои руки Сталин. Первым делом распорядился: «Срочно очистить верхние апартаменты от музейных экспонатов», - не забыл того унизительного выселения.

В две недели пришлось свернуть готовые к открытию экспозиции гобеленов, бронзы, оружия, воронёного серебра – итог пятилетних усилий научного коллектива. Музей потерял треть площади.

 

Но они не сдаются. В том же году Палату и лично её директора Дмитрия Дмитриевича Иванова награждают Золотой медалью международной выставки декоративного искусства в Париже.

Созданы филиалы: Музей палаты бояр Романовых, Музей Игрушки, Музей Фарфора. Это – развитие концепции Иванова. Филиалы, правда, упразднят, но идея сохранится, как сохранятся те музеи, но уже - самостоятельные.

Концепция же Иванова в своём развитии превратит Оружейную Палату, уже в составе музея-заповедника «Московский Кремль», в мировой научно-методический, информационный центр. Поставит в ряд с такими сокровищницами, как лондонский Тауэр, мадридский Эскуриал. А Дмитрий Дмитриевич выдвинется в ряд крупнейших музейных организаторов, искусствоведов.

При нем же трудами Учёного Совета вышел первый сборник научных статей. Готовили второй, но издать не успели. А ещё, все эти годы Иванов работал над объемной монографией «Русское серебро Гохрана». Это описание всех ценнейших предметов, что не удалось вызволить и что до сих пор, может быть, скрыты где-то в недрах Минфина и служат предметом негласных сделок. Ведь откуда-то, да берутся сегодня те русские ценности, которыми заполнены все аукционы мира… Поэтому, тот научный труд Иванова был поистине бесценен.

Да, то поколение искусствоведов умело видеть в каждой вещи не просто мастерство исполнения и стартовую аукционную цену, но их судьбу, их неповторимую личностность и сами характеры исторических лиц, которым они принадлежали.

 

Также, то старшее поколение успело вырастить молодых сотрудников. Заложило школу. В тридцатые годы, во времена погрома культурно- художественного достояния, эту группу переведут в Исторический музей. Но в победном сорок пятом они вернутся в обезлюженную Палату читать лекции по музейному делу, восстановят традицию, созданную Ивановым. Они так и называли себя «детьми Палаты» - исчерпывающая самохарактеристика.

 

Двадцать восьмой год стоит выделить особо. Обостряющаяся обстановка в мире требовала наращивать индустриальную мощь страны. И вновь встал вопрос о валюте. Выбрали путь проверенный – распродажу ценностей.

На этот же год приходится последняя крупная победа Иванова – возвращение из Валютного фонда двадцати четырёх пасхальных подарков в виде яиц работы от Фаберже. Но одиннадцать из них спустя всего три года будут проданы за границу, как и часть Орловских чаш-«передач» (те спасённые когда-то Ивановым, но проданные изделия от Фаберже недавно купил в личную собственность получивший часть национального достояния олигарх Вексельберг. Иногда он разрешает экспонировать их на выставках, куда пропускают по заранее подготовленным спискам).

 

Итак, с конца двадцатых годов для музеев наступает новая эпоха. Разработан и «спущен» Промфинплан – жёсткие разнарядки на сдачу музейных ценностей в миллионы рублей золотом. И это - не смотря на то, что одну только Палату посещало до тысячи человек в день (сегодня в стране опять под видом «дискуссий» проталкивают идейку о возможности и «благотворности» новой распродажи сокровищ музеев, уже открытой, «законной»).

В ответ на такую практику в правительство полетели протесты директоров, ученых, деятелей культуры.

Иванов едва не первым писал в Главнауку: «Вред от утраты факторов культуры в особенности злополучен именно теперь, когда все силы должны быть направлены на индустриализацию. Не случайность, что некоторые из музеев Америки растут теперь больше, чем все музеи Европы, взятые вместе. Дело в том, что для индустриализации всякой страны кроме усовершенствования машины требуется в первую очередь усовершенствование человека».

 

Но искусствоведов уже не выслушивали. Им приказывали. Изымали вещи даже для награды победителей в стрельбе. Все эти испытания, как и начавшееся массовое уничтожение архитектурно-исторических памятников, даже – в самом Кремле, закрытие музеев, сломили здоровье первого директора: болезнь сосудов, расшатаны нервы. Но Дмитрий Дмитриевич с должности не уходил до последнего. Надеялся ещё помешать. Его увезли из Палаты с приступом в карете скорой помощи.

 

Вскоре начались провалы памяти. Врачи боялись подолгу лечить, боялись обвинений во вредительстве. Часто менялись, сбывали больного с рук. Друзья-искусствоведы Орешников, Клейн пытались унести из Кремля все его записи.

К сожалению, рукопись монографии о серебре Гохрана так до сих пор не найдена, хотя известно: труд был сдан и даже набран в типографии Гознака. Но свет так и не увидел.

 

А Дмитрий Дмитриевич Иванов продолжал сопротивляться убийственному потопу времени изо всех оставшихся, быстро тающих сил. Встав на ноги, больной пожилой человек, он бродил по «горбатым московским улицам» в глубоких раздумьях. Мучило чувство вины. Винился в том, что погубил жизнь преданных ему жены, дочери. Подчинил своему аскетизму, сознательной нищете, чтобы ничем не быть обязанным власти. Обвинял себя в какой-то пропаже. По преданиям Палаты: то ли золотое блюдо спрятал под витриной от изъятия и забыл о нем. То ли запамятовал внести в описание, что камни одной митры – имитация из хрусталя. Боялся поставить под удар семью. И нечего уже противопоставить. И нельзя устраниться, необходимо стоять до конца. Как директор музея, как гражданин, он своим именем, честью ответствен за происходящее.

Вот его последняя записка: «Не расхищал, не продавал, не торговал, не прятал Палатских ценностей».

 

А между тем уже собраны Ударные бригады Антиквариата Госторга для выемки оценённого когда-то самими искусствоведами.

В декабре двадцать девятого окончательно смещён с поста директора Иванов. Троцкая в эмиграции, не оставила мужа. Луначарский перемещён из наркомов. Музеи закрывали, перестраивали на узкий классовый лад. Скоро на экскурсиях заговорят: все эти сокровища омыты, пропитаны кровью угнетённых масс и являются свидетельством эксплуатации. Объявлена «борьба с роскошью», то есть с ювелирным, декоративно-прикладным искусством, отчего отрасли захиреют.

Впереди также плановые погромы культурно-исторического достояния, разгром научных кадров. Казалось, дело жизни рушится. И всё же ядро, созданное в двадцатые годы, сохранится.

 

Точнее всех, пожалуй, выразил то настроение времени крупнейший искусствовед, будущий директор Государственного Исторического музея Орешников. Выйдя из Кремля после освидетельствования вскрытых гробниц Великих Княгинь и Цариц в приготовленном к сносу Вознесенском монастыре, он записал на лавочке бульвара несколько строк для своего тайного дневника: «Я убеждён, что большевики физически не способны любить прекрасное. А мы… Мы живём и всё время молим Бога прибавить нам ещё несколько дней на этом свете, чтобы успеть хоть что-то спасти».

 

Так заканчивалась эта историческая схватка-сотрудничество сил, равно убежденных в своей правоте: материалистов, полагающих социально-экономическим переустройством, распределением материальных благ насильно искоренить пороки человеческой натуры, и высоких идеалистов, интеллигентов «серебряного века» с их верой в единственно выпрямляющую человека силу прекрасного.

 

Неизвестно, каким образом Дмитрий Дмитриевич оказался под Люберцами. Двенадцатого января тысяча девятьсот тридцатого года, немного не дожив до шестидесяти лет, он погиб под колёсами поезда при невыясненных обстоятельствах. Человек, ничего не имевший кроме дела жизни и любимых людей. Так ценою жизни в самом прямом смысле спасают музеи, сохраняют в мире прекрасное.

 

На другой день после гибели Иванова в Оружейной Палате состоялась крупнейшая за все времена выемка ценностей.

 

 

1/2/

 

Андрей Можаев.

Хранитель прекрасного. Д.Д. Иванов (2)

Используются технологии uCoz